Казус Гечи характеризует политику восточного папизма Варфоломея

Много шума наделало недавнее заявление представителя Константинопольского патриарха при Всемирном совете церквей архиепископа Иова (Гечи). Он считает, что недавний синод в Стамбуле фактически ликвидировал Украинскую православную церковь Московского патриархата: «Отменой акта 1686 года отменена администрация Московской церковью Киевской митрополии и всех епархий в Украине. С канонической точки зрения это означает, что сегодня в Украине УПЦ МП больше не существует. Все архиереи теперь в Украине де-факто, согласно этому решению Синода, являются архиереями Вселенского престола, и они теперь должны ждать директиву Вселенского патриархата относительно своего дальнейшего функционирования и существования в перспективе предоставления автокефалии Православной церкви в Украине».

 

Конечно же, ответная реакция была молниеносной. Замглавы Отдела внешних церковных связей УПЦ МП протоиерей Николай Данилевич иронично отметил: «В УПЦ точно уверены, что Константинополя 565 лет как не существует. Это исторический факт. Но, как кажется, на Фанаре этого до сих пор не заметили». И добавил: «А УПЦ существует. И это тоже исторический факт. И он очевиден».

Ещё как очевиден, несмотря на то что провластные киевские социологи с цифрами обращаются произвольно.

В СМИ постоянно фигурируют данные о том, что у канонической УПЦ МП 12 069 приходов, у «киевского патриархата» — 5144, у самосвятов автокефалов — 1195. Базируются они на данных украинского Минкульта за 2017 год.

А вот как выглядят эти данные в соответствии со сводкой этого же министерства, но уже на 1 января 2018 года: УПЦ МП — 12 348 зарегистрированных приходов, у «киевского патриархата» — 5167, у самосвятов автокефалов — 1167.

Как бы произвольно ни обращались с этими данными в информационном пространстве Украины, в любом случае раскольнические и самосвятские структуры, из которых Фанар и планирует создать «единую церковь», составляют лишь треть приходов страны, называющих себя православными.

А две трети православных приходов УПЦ (67,33%) на Украине архиепископ Геча назвал «не существующими». И даже придумал новое название для т. н. автокефальной церкви — «Православная церковь в Украине».

Не зря пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков на своей странице в Facebook написал следующее: «Звучат очень тревожные заявления архиепископа Иова (Гечи). Мы серьезно обеспокоены состоянием его душевного и духовного здоровья. При необходимости мы готовы помочь собрату с лечением или с направлением его на обучение в одну из семинарий нашей церкви».

Конечно же, Геча имел в виду, что теперь эти почти 12, 5 тыс. приходов «автоматом» перешли к Константинопольскому патриархату. Неплохой аппетит, прямо скажем. Особенно на фоне малочисленных и разбросанных по миру епархий Экуменического патриархата.

Напомним, что Геча не задерживался надолго ни в одной из епархий. На местах возникали чуть ли не бунты, и Фанар вынужден был переводить постоянно зарывающегося Геча с места на место, а теперь и вовсе дал чисто административную должность, так спокойнее.

Так откуда же взялся этот Геча? Правильно, из Канады. Происходит он из украинских эмигрантов, причем самосвятов т.н. УАПЦ. Эта неканоническая структура в начале 90-х была принята в состав Константинопольского патриархата, причем в обход всех существующих правил, т.е. без покаяния и, соответственно, без особой огласки.

Так Фанар ступил на скользкую тропу легализации самосвятов и раскольников. Выгода очевидна: украинские американские и канадские приходы – самые многочисленные и самые богатые в Экуменическом патриархате. К тому же еще и влиятельные: общеизвестна тесная связь украинской диаспоры с госструктурами и спецслужбами США и Канады.

Особо отметим, что каноничность украинских самосвятов США и Канады в составе Экуменического патриархата так и не признана поместными церквами, в том числе и Русской православной церковью. Так что можно сказать, что самого архиепископа Гечи с канонической точки зрения не существует.

Да и предложение о. Александра Волкова о «направлении на обучение в одну из семинарий нашей церкви» актуально для Гечи, несмотря на его докторскую степень. Ведь образование он получил в Канадском провинциальном университете, при котором действует Коллегия святого Андрея — местное учебное заведение Константинопольского патриархата.

 

 

Из этой же самосвятской среды США и Канады происходят и «экзархи» Фанара, направленные на Украину для формирования т. н. поместной церкви из раскольников-филаретовцев и самосвятов. Наиболее известен уроженец Львова епископ Илларион (Рудник): он уже пытался организовать в Киеве некие подворья Константинопольского патриархата в нулевые годы. Даже подружился с тогдашним президентом Ющенко. Но, мягко говоря, не преуспел: его миссия закончилась абсолютным провалом. Архиепископ Даниил (Зелинский) – второй «экзарх» Фанара – уроженец Ивано-Франковска, учился сначала в местной униатской семинарии, потом в Американском католическом университете. После перехода к самосвятам закончил еще и их семинарию…

Да и в образовании патриарха Варфоломея православной была лишь семинария на острове Халки. Очевидно, что основные знания были получены в Папском восточном институте Рима и Мюнхенском университете. И вовсе не кажется удивительным его превращение из церковного иерарха в агитатора Порошенко на предстоящих выборах. Но это Порошенко кажется, что он использует патриарха Варфоломея. На самом деле эта авантюра касается всего православного мира, в которой Украине отведена определенная роль. Подписание в минувшую субботу бумажки в Стамбуле, именуемой соглашением «О сотрудничестве и взаимодействии между Украиной и Вселенским Константинопольским Патриархатом», свидетельствует именно об этом.

* * *

Официальный сайт президента Украины сообщил: «Документ предусматривает, что Вселенский Патриарх предоставляет Томос, признавая независимость Украинской Церкви, и вручает его избранному на Соборе Предстоятелю, а Украинское государство содействует этим процессам». А сам Порошенко уже поспешил объявить, что подписанием настоящего соглашения якобы завершается процесс предоставления Украине томоса об автокефалии.

Фанар может пойти на любые шаги для достижения своей цели. А в СМИ навязывают точку зрения, что процесс с автокефалией закончится, так и не начавшись. Причина, мол, в банальном главенстве, т.е. кто именно возглавит новую структуру. Ведь не зря говорят, что где два украинца, там три гетмана… Но украинцев (жителей Украины) могут и не заметить.

Говорят, что на должность руководителя украинского филиала Фанара будет назначен тот самый архиепископ Иов (Геча). Не зря он уже и новое название для своей организации придумал и даже обнародовал.

Хотя если почитать на официальном сайте украинского президента сообщение о подписанном соглашении между Украиной и Константинопольским патриархатом, то обнаружим настоящий произвол. Создаваемую Фанаром «поместную церковь» называют как угодно: «православная Церковь в Украине»; «украинская Церковь»; «Украинская автокефальная православная Церковь»; «независимая автокефальная единая поместная украинская православная Церковь»; «Украинская Церковь»; «православная церковь в Украине»; «Новая автокефальная Церковь».

Украинские СМИ сообщают, что во главе «поместной церкви» может стать Винницкий митрополит Симеон (Шостацкий), находящийся в фаворе у Порошенко. Но Винницкая епархия УПЦ МП официально опровергает такие слухи, как безосновательные.

Видимо, и лжепатриарх Филарет не смирится с отстранением от столь вожделенной должности. А за ним стоят более чем агрессивно настроенные националисты.

 

Вот как прокомментировали все происходящее в Москве. «Последние шаги и решения патриарха Варфоломея, включая подписание сегодняшнего соглашения, лежат вне канонического поля, а находятся исключительно в политической плоскости. Выполняя заказ из-за океана, направленный на ослабление и расчленение единой Русской Церкви, патриарх Варфоломей спешит выполнить этот заказ, пока не изменилась политическая конъюнктура и пока у власти на Украине находится нынешний президент», — отметил глава ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев). Мало того, сказал митрополит, «встав на путь раскола, Константинопольский патриарх сделал еще один шаг на пути противопоставления себя полноте Православной Церкви. Если ранее с согласия Поместных Церквей Константинопольский патриархат выступал для них в качестве координирующего центра, то теперь такого центра больше не существует: Константинопольский патриархат добровольно самоупразднился в качестве такового».

фото: odnarodyna.org

 Андрей Федотов

Загрузка...